Центр арктических и сибирских исследований

Социологический институт Российской академии наук
Центр арктических и сибирских исследований

Вероника Беляева-Сачук

ИОФ                                      Вероника Александровна Беляева-Сачук

Дата рождения                      13 мая 1979

Место рождения                   Ленинград, СССР

Образование                         доктор этнологии (Ph.D.) Институт Этнологии и Антропологии Культуры Университета им. Адама Мицкевича, Познань, Польша, 2007

Магистр Институт Этнологии и Антропологии Культуры Университета им. Адама Мицкевича, Познань, Польша, 2001

Дипломные работы              на звание Ph.D. Современная религиозная система бурят Тункинской долины (2007)

на звание магистра Заложные покойники в традиции и жизни современных русских. На примерах Санкт-Петербурга, псковской и ленинградской областей (2001)

на звание бакалавра Домашние духи в русской народной демонологии (1999)

место работы                        Кафедра Этнологии и Антропологии Культуры, Институт Социологии, Гуманитарный факультет, Щецинский Университет в городе Щецин, Польша с 2008 года по 2017

Аффилиации                           Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской Академии Наук – Центр Арктических и Сибирских Исследований с 2017;

Polskie Towarzystwo Ludoznawcze (Польское Народоведческое Общество) с 2000;

 

Конференции                  

Shamanism today: Transformations of the inhabitants’ of Siberia traditional beliefs 13-17.10.2002 Poznań – Elementy szamanizmu we współczesnych wierzeniach Buriatów Doliny Tunkijskiej (Элементы шаманизма в современных верованиях бурят Тункинской долины)

Workshop Religisity after socialism 29-30.05.2005 Czerniejewo – The Tunka Valley – the forbidden place for udagans (women-shaman)?

Religia i tożsamość 24-25.11 2005 Warszawa – Kilka błędów i pułapek, które może spotkać etnolog w trakcie badań terenowych (Несколько ошибок и ловушек с которыми может встретиться этнолог во время полевых исследований)

Postawy religijne jako jeden z czynników warunkujących migracje i utrudniających asymilację w społeczeństwie przyjmującym/tranzytowym na przykładzie migrantów z muzułmańskich regionów byłego ZSRR, 09.12.2005 Poznań – Studium przypadku: konflikt w Jandykach (Анализ казуса: конфликт в Яндыках)

Buddyjski Nowy Rok i Dni Kultury Tybetańskiej 22-23.02.2007 Poznań – Odrodzenie buddyzmu w Kałmucji, Buriacji i Tuwie (Возрождение буддизма в Калмыкии, Бурятии и Туве)

Syberia – głosy nieznane 01-02.03.2007 Poznań – Szamanizm buriacki – tradycja i współczesność (Бурятский шаманизм – традиция и современность)

Antropologia polityki i polityka w antropologii 18-20.05.2009 Będlewo – Specyfika etnopolityczna w Kałmucji. Współczesny chanat czy postsowiecka republika autonomiczna? (Этнополитическая специфика Калмыкии. Современный ханат или постсоветская автономная республика?)

Ludy mongolskie – tradycja a modernizacja 4.12.2009 Szczecin – Pęknięty bęben – tradycja ciągła a tradycja wynaleziona (Разорванный бубен – непрерывная традиция  и возрожденная традиция)

Współczesna Azja – polityka, gospodarka, bezpieczeństwo, kultura 13-14.05.2010 Toruń – Szamanizm i buddyzm jako czynniki narodotwórcze wśród współczesnych Buriatów (Шаманизм и тибетский буддизм как элементы национального самосознания современных бурят)

Ideologie i religie na obszarze postradzieckim 20-21.05.2010 Poznań  – Powrót do korzeni – szamanizm czy buddzym tybetański? Wspólczesna specyfika religijna Republiki Buriacja (Возвращение к корням – шаманизм или тибетский буддизм? Современная религиозная специфика Бурятии)

Sesja Instytutu Badań Interdyscyplinarnych „Artes Liberales” UW Координаты сибирской памяти (Koordynaty pamięci syberyjskiej) 24-28.05.2010 Warszawa – В какой мере можно влиять на процессы формирования идентичности общности?

Четвертые Доржиевские чтения «Буддизм и современный мир» 3-10.08.2010 Olchon-Ałchanaj Влияние тибетского буддизма на современный бурятский шаманизм (на примере Тункинской долины)

Narody, regiony, organizacje – zróżnicowanie kulturowe jako źródło integracji i alienacji Szczecin 22-23.11.2010 – Stosunek do środowiska naturalnego zawarty w tradycyjnych systemach religijnych ludów syberyjskich i jego znaczenie dla procesów rozwoju lokalnych społeczności (wystąpienie razem z dr Sebastianem Kołodziejczakiem US) (Отношение к природе в традиционных религиозных системах народов Сибири и его значение для процессов развития локального общества)

20 lat rzeczywistości poradzieckiej Warszawa 13-14.05.2011 – Nasza „tradycyjna” religia. Szamanizm i buddyzm tybetański w kształtowaniu współczesnej tożsamości Buriatów (Наша «традиционная» религия. Шаманизм и тибетский буддизм в формировании современной идентичности бурят)

Zdrowie, choroba i leczenie w perspektywie interdyscyplinarnej Będlewo 9-10.06 2011 – Apteka przydomowa, Zwierzęta wykorzystywane we współczesnej buriackiej medycynie ludowej (Домашняя аптека. Животные используемые в современной бурятской народной медицине).

III Самаевские чтения: Защита, развитие культурного наследия и традиционных знаний коренных народов в целях сохранения уникальных экосистем мира (на примере Алтае-Саянского региона) Orlik-Sorok 09.09-15.09.2011 – Экологические аспекты традиционной культуры бурят

I Szczecińskie Interdyscyplinarne Spotkanie Studiów Buddyjskich  Szczecin 24.05.2012, Lama Danzan-Chajbzun Samajew (Fiodr Sergiejewicz Samajew) a odrodzenie buddyzmu wśród Sojotów (Лама Данзан-Хайбзун Самаев (Федор Сергеевич Самаев) и возрождение буддизма среди сойот)

                                          HOMO COMMUNICANS: человек в пространстве межкультурной коммуникации/HOMO COMMUNICANS: człowiek w przestrzeni komunikacji międzykulturowej II Szczecin 2012 – Сойоты – молодой сибирский этнос. Пример создания новой этнической идентичности в современной России

III Kongres Afrykanistów Polskich Szczecin 10-12.05.2013 – Murzyni Abchazcy – afrykańska grupa na terenie Kaukazu (Абхазские негры – африканская группа на территории Кавказа)

                                          HOMO COMMUNICANS: человек в пространстве межкультурной коммуникации/HOMO COMMUNICANS: człowiek w przestrzeni komunikacji międzykulturowej III Szczecin 08.06.2013 – Традиционные бурятские ремесла – история и современность

                                          Российско-польский круглый стол. Влияние традиций на развитие современных социальных практик Санкт-Петербург 17.06.2013 – Опыт окинских сойот по возрождению культурных традиций

                                          II Szczecińskie Interdyscyplinarne Spotkanie Studiów Buddyjskich  Szczecin 20.06.2013, Lama Daszy-Dorżo Itigiełow – buriacka relikwia buddyjska (Лама Даши-Доржо Итигелов – буддийская реликвия бурят)

I Międzynarodowy Kongres Azjatycki Toruń 15-16.05.2014 – Współczesne odrodzenie tożsamości etnicznej wśród małych ludów  Syberii (Современное возрождение этнической идентичности среди малочисленных народов Сибири)

HOMO COMMUNICANS: человек в пространстве межкультурной коммуникации/HOMO COMMUNICANS: człowiek w przestrzeni komunikacji międzykulturowej IV Szczecin 07.06.2014 – Вода в традиционной и современной культуре карел

Warsztaty czerwcowe programu doktorskiego Searching identity: global challenges, local traditions Warszawa 16-18.06.2014 – Strategie odrodzenia czy tworzenia nowych „tradycyjnych” tozsamości (Стратегии возрождения или создания новых «традиционных» идентичностей)

III Szczecińskie Interdyscyplinarne Spotkanie Studiów Buddyjskich Szczecin 23.06.2014 – Wpływ buddyzmu na szamanizm buriacki – na przykładzie Doliny Tunkijskiej (Влияние буддизма на бурятский шаманизм – на примере Тункинской долины)

                                          Шестые Доржиевские чтения «Буддизм и современный мир»

13-16.07.2014 Улан-Удэ – Ацагат – Собрание буддийских книг Дальневосточной библиотеки в «Поморской Книжнице» в городе Щецин (Польша)

К 250-летию института Пандито Хамбо-Лам в России Санкт- Петербург  15-18.09.2014 — Культ сакральных хозяев  гор в современном буддизме саянских бурят (Тункинский и Окинский районы)

ХVI Свято-Троицкие ежегодные международные академические чтения в Санкт-Петербурге Санкт-Петербург 25-28.05.2016 – Женщина в бурятском шаманизме. Казус Тункинской долины

Х Сибирские чтения Страсть к жизни: эмоции, чувства и восприятие на Севере и Сибири Санкт-Петербург 24-26.10.2016 –

Животные в традиционной культуре окинских бурят и сойотов. Источник пищи, работник, друг или сакральное существо?

X miedzynarodowa konferencja naukowa Polscy odkrywcy, badacze i eksploratorzy Syberii oraz Azji Środkowej (XIX-początek XX wieku) Пултуск 15-17 ноября 2017 – Nieznane kolekcje polskich badaczy w Muzeum Antropologii i Etnografii im. Piotra Wielkiego RAN (Неизвестные коллекции польских исследователей в Музее Антропологии и Этнографии им. Петра Великого РАН) – совместно с Владимиром Давыдовым

VIII Международная научная конференция Петербург и национальные музыкальные культуры «Петербургское востоковедение: Музыкальные традиции народов Евразии на Великом Шелковом пути» Санкт-Петербург 20-22 ноября 2017 – Путешествие на бубне традиционные шаманские музыкальные инструменты бурят.

 

Полевые исследования  

Псковская область, исследования вместе со студентами этнографии СГУ – июль 2000

Тункинский район, Республика Бурятия – август 2001б июль-август 2002, июль-август 2003, февраль 2004, июль-август 2004, февраль 2010, август 2010, июль 2011, август 2014, август 2015

Республика Калмыкия – сентябрь 2005

Крым, исследования вместе со студентами этнологии и антропологии культуры Щецинского Университета и УАМ (Познань) – июль-август 2008

Республика Карелия, исследования вместе со студентами этнологии и антропологии культуры Щецинского Университета – август-сентябрь 2011

Окинский район, Республика Бурятия – февраль 2004, август 2011, июль-август 2014, июль-август 2015

Другая научная деятельность

Цикл лекций по этнологии Бурятии и Калмыкии, Музей Азии и Тихого Океана, Варшава, 2005, 2006

Подготовка и проведение вместе с д-р Мариушем Маршевским (Институт Востоковедения УАМ, Познань) Этнографического лагеря для студентов этнологии и антропологии культуры Щецинского Университета и УАМ в Крыму август-сентябрь 2008

Соавторство и участие в проекте генконсульства Республики Польши в Санкт-Петербурге, культурной автономии Полония и Польского дома в Санкт-Петербурге – «Поляки и Россия» 2011

«Поляки-исследователи Сибири» – лекция в рамках проекта «Поляки и Россия» (Санкт-Петербург) 27.02.2011

Подготовка и проведение Этнографического лагеря «По дороге на Север» для студентов этнологии и антропологии культуры Щецинского Университета в Республике Карелия август-сентябрь 2008

Секретарь научной редакции ежегодника Кафедры Этнологии и Антропологии Культуры Щецинского Университета с 2012 по 2017

Участие в Детском фестивале науки на Гуманитарном факультете Щецинского Университета, 01.06.2013, 01.06.2014

Ведение занятий («Сибирь – в крае мамонтов и шаманов», «Что такое фольклор» и «Самовар, матрешка, балалайка – несколько слов о русской культуре») на ШУМе (Щецинский университет молодых) в летним семестре 2013/2014 и зимним семестре 2014/2015

Организатор международной научной конференции «Щецинская межотраслевая встреча буддологов» в 2012, 2013 и 2014

Организатор международной научной конференции «Щецинская международная встреча востоковедов» 2015

Руководитель научного кружка этнологов Щецинского Университета (до 2014 название «Коперник», с 2014 им. Марии Чаплицкой) с октября 2011 по 2017

Открытая лекция «Традиционные промыслы и ремесла монглоязычных народов» – 27.01.2016 НОУ ВПО Институт дизайна, прикладного искусства и гуманитарного образования (Санкт-Петербург)

Лекция «Этнологические исследования поляков в Сибири» в рамках фестиваля «Дни культуры Польши в СПбГУ» 23.09.2016

Научно-популярная встреча «Народные традиции карел»  – ДК Рыбацкий (Санкт-Петербург) 02.11.2016

Лекция «Польские этнологические исследования Бурятии» СНО Кафедры этнографии и антропологии, Институт истории, СПбГУ – 09.11.2016

Доклад «Животные в традиционной культуре окинских бурят и сойотов» в рамках семинара отдела этнографии Сибири МАЭ РАН – 01.12.2016

 

Круг научных интересов

Традиция и современность в культурах народов Южной Сибири, религиозные традиции российских монгольских народов – шаманизм и тибетский буддизм, современная идентичность малочисленных народов в России и Польши, угро-финские народы Карелии, русская народная демонология, антропология экологии, этнопедагогика

Языки

польский – свободно (уровень native speaker), английский – хорошо, испанский – базисный уровень, немецкий – – базисный уровень, бурятский – – базисный уровень